Диалоги ОБ
Россия в квадрате
Дмитрий Марков
ВидеоАудио

Николай Солодников: Добрый день, дорогие друзья. Мы начинаем, какие там у нас получаются, январские «Диалоги» 2022 года. К сожалению, их мы вновь проводим без живой аудитории, потому что ситуация с ковидом в Петербурге очень тяжелая, по-другому не скажешь. Болеет огромное количество людей и тем более сейчас не разрешено ходить на мероприятия людям, по-моему, до 18 лет. Пожилых людей надо беречь, да и всем надо поберечься, поэтому мы решили один месяц провести вот в таком формате. Но как всегда у нас будет три диалога, сейчас вот в прямом эфире. Потом, как и всегда, вы сможете посмотреть видео на сайте «Открытой библиотеки», прочитать расшифровку наших диалогов.

Мы представим сегодня три книги, три разговора у нас будет. Наталья Громова представит книгу о Льве Шестове, замечательная совершенно книга, которая вышла в «Редакции Елены Шубиной». Ольга Александровна Седакова представит свою последнюю книгу, которая называется «Мудрость Надежды и другие разговоры о Данте» - совершенно потрясающая книга.

И с огромной радостью я представляю нашего первого гостя. Человека, которого мы давно ждали и который впервые принимает участие в Диалогах. Это замечательный фотограф Дмитрий Марков. Дима, привет!

Дмитрий Марков: Привет.

Н. Солодников: Спасибо тебе огромное, что ты согласился приехать несмотря на то, что живой аудитории сегодня нет в «Подписных». Спасибо тебе за понимание. И я поздравляю тебя с книгой!

Д. Марков: Спасибо!

Н. Солодников: Книга называется «Россия в квадрате». Вот такой совершенно потрясающий, я даже не знаю, как правильно назвать - альбом, книга… И мы вот до начала разговора с Димой общались, и я совершенно ошарашен тем тиражом, которым вышла эта книга. Пять с половиной тысяч экземпляров. То есть, по современным меркам, для любой литературы - художественной или нон-фикшн, а тем более для фотоальбома - это что-то невероятное. Как это получилось?

Марков: Спасибо. Ну, я думаю тут мой инстаграм сыграл ключевую роль, потому что проводилась кампания среди моих подписчиков. Изначально не хотелось печатать и потом продавать. То есть, это было по предзаказам. Люди оформляли заказ, отправляли деньги. Мы потом на эти деньги печатали. Ну и как бы стало понятно, какое количество экземпляров печатать. И вот так мы вышли в ноль. Но сейчас мы понимаем, что надо было даже больше печатать, потому что мне пишут люди, которые хотят купить, а у нас уже все закончилось. Вот сто штук осталось.

Н. Солодников: В частности, моя жена сегодня с утра сказала: “Я хотела заказать книгу, а ее нет. Попроси у него, пожалуйста, один экземпляр!”. Она из тех, кто не успел.

Д. Марков: Ну вот может допечатывать будем даже, сейчас посмотрим. Размышляем с издателем.

Н. Солодников: Мы с тобой вот тоже начинали говорить до «Диалогов», ты сказал, что это такая незаслуженная удача или случайное совпадение. То есть, мог ты себе представить, что твои книги, твой фотоальбом, в таком виде, роскошном совершенно, будет выходить вот таким тиражом? Просто нет больше фотографов в России, при том, что мы живем во время, когда великих фотографов в России много, есть Максимишин, Пинхасов и так далее… Но у тебя пять с половиной тысяч тираж. 

Д. Марков: Я вообще не представлял, что у меня книги будут, вот. Но удивительно это все, да. Мне просто кажется, что здесь, как бы так сказать, не одно лишь мастерство играет ключевую роль. То есть, тут надо попасть в свое время, собрать свою аудиторию. Несколько факторов влияют на это. Я это к чему тебе сказал - что ты назвал меня там Брессоном современным… 

Н. Солодников: Это не я тебя назвал, а в предисловии назвал Кирилл Серебренников. Сказал, “наш русский Картье-Брессон со смартфоном в руках”.

Д. Марков: Есть несколько авторов, которые владеют композицией не хуже, а может даже и лучше меня. И мне печально конечно, что у них нет такой аудитории и признания. Но это не значит, что я самый лучший и других нет… У нас много авторов хороших.

Н. Солодников: А как ты сам себе отвечаешь на этот вопрос - почему вот ты попал в переплет?

Д. Марков: Удача. Просто вот удача и стечение обстоятельств, в этом же есть медийная история. Еще раз говорю, это умение собрать аудиторию, своевременно предложить этой аудитории какую-то идею, какой-то проект, который у них отзовется, чтобы он был уместен.

Вот эта рефлексия по нашему прошлому, по тому, из чего мы выросли - вот эти панельные пятиэтажки, которые, как я говорю, у многих из нас есть в анамнезе, это же сейчас буквально наше поколение научилось рефлексировать по поводу прошлого. Вот поколение наших родителей такого себе не могли позволить, там хочешь не хочешь - иди работай. Там не было такого, чтобы сесть и задуматься о том, что меня сформировало и так далее… Немногие имели возможность позволить себе такое. То есть, совпала в чем-то моя идея фотографическая с потребностями людей и с аудиторией. Вот как-то так. 

Н. Солодников: Скажи, пожалуйста, книга эта уже не первая. Первая называлась «Черновик», тираж был… даже несколько тиражей, правильно?

Д. Марков: Да.

Н. Солодников: Но в любом случае меньше?

Д. Марков: В совокупности тоже примерно тысяч пять.

Н. Солодников: Да? Ты по результату, если отстраненно посмотреть, какой книгой - глупый, конечно вопрос, но уже начал спрашивать, так что спрошу - ты доволен, той или этой, или есть у тебя вопросы к обеим?

Д. Марков: Да в общем, я и той, и другой доволен. Просто они немножко разные были. В той был текст, и он был важной частью общего повествования, а здесь текста нет, здесь исключительно визуальное, и я рад, что людям удается считывать все без помощи текста. Так что, они немножко разные, но мне по-своему и та, и другая нравится.

Н. Солодников: Этой книгой ты вот в результате доволен? Тем, как она получилась, качеством печати, что для фотоальбома вещь чрезвычайно важная, а по нынешним временам хорошо напечатать книгу в России и даже в ближайшей Европе ну на самом деле довольно сложно. Ты доволен тем, что получилось?

Д. Марков: Я доволен, да. Но надо сказать, что у меня там не пленка, это все-таки цифровая история, она имеет такую погрешность. Ну и сами картинки у меня такие приглушенные и каких-то сверхзадач от типографии не требуется. У меня в этом смысле достаточно свободно. В общем, я всем доволен.

Н. Солодников: Как ты отбирал фотографии, расскажи пожалуйста. Во-первых, какая получается хронология? То есть, это фотографии за какие годы?

Д. Марков: В основном, это за последние пять лет снимки. Вот я каждый раз попадаю в такую историю, что от меня ждут какой-то ответ на этот вопрос, а на самом деле просто за последние лет пять я отобрал лучшие картинки, пару ночей сидел компоновал их. В общем, и все.

Н. Солодников: То есть, никакой длительной работы над тем, чтобы составить их в нужном правильном порядке, ничего такого не было?

Д. Марков: Ну, как бы сама идея моего инстаграма это поиски каких-то интересных моментов такой, что называется, обычной жизни, «daily life» нашей. Потом я собрал все эти картинки, друг за другом расставил, тут ничего особого не требовалось. Это не то, чтобы вот есть такие сложные проекты фотографические, где рассказывается история, есть нарратив и драматургия повествования… Здесь они и сверстаны довольно просто, одна за другой, с одним и тем же размером.

Н. Солодников: Расскажи про название. Какие были еще варианты, кроме «России в квадрате»?

Д. Марков: Да никаких не было. Вот как была у меня выставка перед этим [с таким же названием]. В квадрате - это и визуально в квадрате, потому что они квадратные все. И в квадрате, это концентрированно в математическом смысле. Мне показалось это самым удачным вариантом для названия.

Н. Солодников: Можно я поспрашиваю тебя тогда про конкретные фотографии, которые…

Д. Марков: Да? Ну я опять боюсь, что я ничего…

Н. Солодников: Ну ладно, давай я тебя тогда спрошу тогда так: были ли фотографии из тех, что есть в этой книге, которые для тебя важно, чтобы они попали сюда и остались в истории не просто как фотографии, которые есть у тебя в инстаграме или напечатаны и продаются где-то там в галереях, а, чтобы вот были зафиксированы здесь?

Д. Марков: Они только определяются удачей. Когда ты пытаешься сделать картинку…ну, когда я пытаюсь сделать картинку, задача - сформулировать какое-то художественное высказывание и найти его в нашей обыденной жизни. Потому что, если ты посмотришь, там каких-то особенных сюжетов нет. Это то, что любой может увидеть. Иногда ты попадаешь прямо в десять из десяти, иногда в восемь из десяти. Понятно, что самые важные картинки, это те, которые, как мне кажется, были максимально приближены к лучшему результату.

Н. Солодников: Давай я тебя так спрошу - вот Кирилл про тебя пишет, что ты наш Картье-Брессон. Для тебя Картье-Брессон важный фотограф?

Д. Марков: Конечно, я учился на его фотографиях. Он, наверное, на меня решающее впечатление произвел. Да, конечно. И мне, наверно, хотелось бы, чтобы еще мои подписчики может ознакомились с его наследием…

Н. Солодников: Благо оно доступно сейчас.

Д. Марков: …и тогда станет понятно, что я не такой хороший фотограф, как они думают.

Н. Солодников: Кто еще из фотографов, может быть российских, для тебя важен?

Д. Марков: Из наших на меня в свое время Максимишин большое впечатление произвел, Мухин и Мохорев. Вот три автора.

Н. Солодников: А что в них такое есть, что для тебя было важным?

Д. Марков: Ну Максимишин — это мастер фоторепортажа. Мухин - мастер момента, вот после него я тоже начал по вокзалам ходить и вот это вот… А Мохорев, он художник такой, в художественном смысле очень большое впечатление картинки его на меня произвели. Вот как-то так.

Н. Солодников: Скажи, пожалуйста, люди, которые подписаны на тебя в инстаграме, смотрят твои фотографии, покупают книги, заказывают эти книги и так далее - у многих из них, конечно, есть желание… То есть, многие из них уже занимаются фотографией и тоже не могут ответить себе на вопрос, вот что же такое надо сделать, чтобы добиться этого эффекта, который заставляет, ну я не знаю, вот подписываться на тебя, смотреть на твои фотографии, испытывать те чувства, которые испытываешь, когда их видишь… Не знаю, как этому вообще научить? Можно ли этому вообще научиться, или это исключительно такая врожденная… Я понимаю, что тебе неловко про это говорить, про самого себя, но, условно говоря, если бы давал мастер-класс, вот что бы самое главное ты советовал людям? 

Д. Марков: Да наверно, снимать, не думая о всем том, о чем ты вот сейчас сказал. Потому что я как-то сразу для себя выбрал этот путь и долгое время не рассматривал фотографию как дело моей жизни или что-то важное. Просто это было такое хобби. Увлечение, от которого ничего ждал. А когда ты от чего-то ничего не ждешь, это позволяет тебе быть достаточно свободным.

Лет восемь я занимался фотографией социальной, во время работы моей в благотворительных фондах. А там-то и понятно, что ни на что надеяться как бы не стоит. Но вот тот опыт на меня как-то повлиял, видимо, в понимании о жизни, о происходящем в ней, чтобы заняться уже историей с инстаграмом. На самом деле. это не моя идея была снимать вот такие картинки о такой жизни на улице. Это был такой проект «Burn Diary», каждому фотографу выдавались ключи от инстаграма определенного на неделю и требовалось снимать все, что тебя окружает, на мобильный телефон и выкладывать - ты вот в день снял картинку и в этот же день ее выложил. И устроитель всего проекта, это такой Дэвид Алан Харви, фотограф из «Магнума», он сказал, что вот у нас у всех есть архивы с крутыми работами, но если мы фотографы и чем-то отличаемся от миллионов пользователей, то мы можем показать свое мастерство, находясь с ними в общих условиях. И я в этом проекте участвовал, снимал неделю Псковскую область, и как-то после этого меня так захватило и показалось интересным, что я потом свой инстаграм под это переформатировал и продолжил это. Так что все это на поверхности. 

Н. Солодников: Понятно. Ты вот сейчас сказал про «Магнум». Скажи, пожалуйста, тебя за последние годы часто приглашали стать частью какого-то агентства?

Д. Марков: Я думал, ты сейчас скажешь, «Магнума»!

Н. Солодников: Ну в то числе и в «Магнум», уай нот? 

Д. Марков: Да нет, это все как бы так… Нет, я был на «Paris Photo», ну на каких-то выставках. Но все равно, мне кажется, что по достоинству это может оценить именно наш человек. Ну, я имею в виду по достоинствам. Иностранцам нравятся, конечно, какие-то вещи, которые, как им кажется, характеризуют Россию, какие-нибудь оппозиционные мои упражнения. А нашим людям знакомо это все. Для них, мне кажется, впечатления от этих картинок ярче, чем у иностранцев. Потому что для них это декорации, в которых они находятся, а не какие-то экзотические места.

Н. Солодников: Я вот сейчас думаю, что какая-то часть Восточной Европы… Я почему это вспомнил - на прошлых «Диалогах» в декабре говорили про Кшиштофа Кесьлевского, режиссера, он в том числе снимал «Декалог», и все его фильмы сняты в этих вот панельках в Польше. Разницы в пейзаже практически нет, сейчас же то же самое - часть Восточной Европы вся вот эта. Есть и парадные вещи, а обычно - это как у тебя. Мне кажется, что это очень ясно для них может быть.

Д. Марков: Ну вполне, да.

Н. Солодников: А среди героев этой книги есть ли те, которые эту книгу получат? Или заказали, или попросили у тебя её?

Д. Марков: Ну есть, да.

Н. Солодников: Кто, например?

Д. Марков: Ну какие-то мои друзья, знакомые.

Н. Солодников: Среди тех, кто здесь представлены?

Д. Марков: Ну да.

Н. Солодников: Как они вообще отреагировали? Вот мне всегда было интересно у тебя спросить - есть ли люди, которые на тебя, например, всерьез обиделись когда-нибудь за фотографию опубликованную?

Д. Марков: Да нет. Ну, я все-таки выбираю какие-то сюжеты, которые человека не дискредитируют и не оскорбляют. Поэтому прям чтобы как-то обиделся - нет. Наоборот даже. У меня там есть снимок…

Н. Солодников: Какой? 

Д. Марков: Ну там молодого человека, которого полицейские кладут… Там Леша вообще в восторге, говорит, пришли мне, я на аватару поставлю. Вот. 

Н. Солодников: Ладно, сейчас искать не буду уже… 

Д. Марков: То есть, там же нет каких-то таких сюжетов оскорбительных.

Н. Солодников: Нет, ну так это же штука совершенно непредсказуемая. Тебе кажется, что ничего такого в этом нет, а человек всегда может закусить на что-то такое, что только ему заметно. 

Д. Марков: Вот такого не было.

Н. Солодников: Ну слава богу. Опять же, понимаю, что может глупый вопрос - но скажи вот людям, которые этим занимаются, просто твои поклонники, чем ты кроме ежедневной жизни, обычной, кроме того, что тебя окружает каждый день, если говорить о кино, о книгах, о музыке и так далее - ты сам чем живешь? Что тебе дорого, чем ты вдохновляешься, если ты этим вдохновляешься? Что тебя подпитывает? Вот в последнее время.

Д. Марков: Да меня как-то жизнь подпитывает. Вот меня постоянно врасплох застает вопрос за кем, за какими фотографами я слежу. И мне всегда неловко отвечать, что я не слежу практически.

Н. Солодников: Кино смотришь?

Д. Марков: Кино? Блин, да вот на уровне того, что идет в кинотеатрах.

Н. Солодников: Ну вот последнее что понравилось?

Д. Марков: Ну что-то там про «Марвел» сняли. 

Н. Солодников: Книжки читаешь?

Д. Марков: Книжки… Пелевина прочитал последнего.

Н. Солодников: Как? 

Д. Марков: А, не последнего. До последнего я не дошел еще. Я так долго иду, еще дохожу до последнего. Да нормально, прикольно с языком, легко читать. Да я вот пока сейчас чувствовал свое…

Н. Солодников: Вот ты ехал сегодня, значит, из Пскова в Петербург. Что ты делал в поезде? Спал?

Д. Марков: Спал, да. Ну музыку я слушал. У меня там есть подборка, Apple Music просто твои вкусы оценивает и подкидывает тебе.

Н. Солодников: Что он подкидывает тебе в последнее время?

Д. Марков: Электронику. 

Н. Солодников: Электронную музыку? Нашу или иностранную?

Д. Марков: Иностранную в основном.

Н. Солодников: Скажи, пожалуйста, опять мы с тобой до начала «Диалогов» начали разговаривать, про планы немножечко.

Д. Марков: Я тут начал изучать свой архив фотографий и нашел очень много съемок во времена волонтерства и многие были сделаны в учреждениях в те годы… В общем, когда я только зашел в эту волонтерскую историю, все дети в психологических интернатах по умолчанию признавались необучаемыми. И под движением правозащитников и тех же волонтеров ситуация за это время менялась. И, то есть, за последние 15 лет уже достаточно большой путь пройден. Но я понял, что у меня остались снимки того периода, и я думаю, что с годами они представляют собой хронику того времени и возможно будут интересны людям, не только связанным с «Третьим сектором», но и широкому кругу. И у меня возникла идея эти фотографии каким-то образом опубликовать с какими-то заметками. Это если о планах.

Н. Солодников: Хотел тебя спросить и не спросил — получается, ты работал на съемках двух художественных картин, или больше? «Петровы в гриппе», «Чики», а еще что-нибудь было?

Д. Марков: По-моему, все.

Н. Солодников: Как тебе этот опыт?

Д. Марков: Интересный опыт.

Н. Солодников: В книге есть одна фотография со съемочной площадки «Чик». 

Д. Марков: Да. Опыт интересный, но не знаю как он понравился режиссерам, конечно. Но это конечно отличается от того, в каких ситуациях я привык фотографировать. Все-таки это мне показалось более нервной историей. Постоянная суматоха на съемочной площадке, но интересно все-таки.

Н. Солодников: Где тебе больше понравилось — на «Чиках» или на «Петровых»?

Д. Марков: Ну, и там, и там. Ну на «Петровых», конечно, такие декорации грандиозные были. То есть, я сам себя как в съемках фильма ощущал.

Н. Солодников: Ты потом посмотрел и то и другое?

Д. Марков: Да.

Н. Солодников: Как кино, какие впечатление у тебя?

Д. Марков: Мне очень понравились «Петровы в гриппе». Не знаю, почему-то не всем они как-то зашли, но мне кажется, это грандиозное кино. Многие от него просто ждут какого-то линейного повествования и истории, не понимая, что это надо просто воспринимать бессюжетно. Но и в «Чиках» еще… Я там и для себя, между делом, еще много всего пофотографировал, когда со съемочной площадки бегал на рынок, на прохладу.

Н. Солодников: Хотел, опять же, спросить тебя, но не спросил - спрашивал тебя про кино, про книжки… Я конечно, когда смотрю твои фотографии, а я слежу за тобой еще до всего вот этого бума, связанного с твоим творчеством, в том числе, из-за твоего появления у Юры, вот еще времен самого начала, и для меня всегда было ощущение, что я смотрю не просто на выдающиеся фотографии, но и как на некое продолжение великой русской живописи, конечно. Причем, не русской может живописи, а какой-нибудь барочной европейской традиции. Для тебя живопись была таким важным материалом?

Д. Марков: В третий и последний раз я распишусь в том, что я конечно… Да действительно я вдохновлялся как-то в жизни и на улице. Не знаю, может это связано с воспитанием моим или каким-то бэкграундом, но действительно, в музеях я…

Н. Солодников: Понимаешь, как это работает удивительно? То есть ты - я же это для того, что еще раз зафиксировать…

Д. Марков: И в «Подписные» пришел не потому, что книжки читаю.

Н. Солодников: Да, ты в музей не ходил. А смотришь на это, и полное ощущение, что ты из них не выходил. Вот я говорю тебе о своих ощущениях как зритель.

Д. Марков: Мне кажется, что авторы к какому-то одному подключаются потоку там наверху и ну ведь те, кто в музеях…

Н. Солодников: Они тоже не росли в музеях!

Д. Марков:  …они тоже в жизни вдохновлялись. Я просто помню, что со школы как-то… Вот ты же учитель, да?

Н. Солодников: В прошлом да.

Д. Марков: А для меня всегда учителя были беспомощные, совершенно несамостоятельные… Это я вот по своей средней школе, да? Люди, которые, упаси Господи, какой-то жизни научить, они сами в ней были как котята. И поэтому с той самой школы выходил на улицу и как-то формировался. Возможно, если бы у меня были какие-то учителя, которые иначе бы меня раскрыли и, может, все по-другому сложилось. Но как-то вот не получилось. 

Н. Солодников: Как важно это зафиксировать. Я хочу сказать, дорогие друзья, вот от всего сердца, во-первых, Дима, за что ему огромное спасибо, мало того, что приехал в «Подписные», чтобы мы с ним поговорили. К сожалению, нет возможности людям, которые хотели бы прийти, а я уверен в Петербурге их просто огромное количество, спросить о чем-то у Димы, подписать эти книги. Так вот, все те книги, а часть тиража есть в «Подписных изданиях», Дима согласился все подписать. 

Д. Марков: Да.

Н. Солодников: И с сегодняшнего дня эти книги, которые уже являются по факту редкостью и дефицитом, поступят в продажу в «Подписных изданиях». Я просто от всего сердца призываю вас прибежать сегодня, завтра и пока эти книги есть. Потому что уверен, что в течение недели, может меньше, их уже здесь не будет. А потом, учитывая дефицит бумаги сейчас в России, ждать дополнительного тиража придется какое-то время. Спасибо тебе огромное и поздравляю от души с этой книгой. Друзья, приходите покупайте «Россию в квадрате». Дим, спасибо большое.

Д. Марков: Спасибо.

Все Диалоги ОБ
:::