Диалоги ОБ
Диалоги в «Подписных». Июнь
20 июня 2021 года
Егор Летов: опыт лирического исследования
Максим Семеляк
ВидеоАудио

Николай Солодников: Добрый день еще раз! Это Николай Солодников и «Июньские диалоги». Еще раз расскажу, что эти «Диалоги» мы решили провести только в онлайн-режиме, потому что эпидемиологическая ситуация в Москве и Петербурге складывается так, что совершенно невозможно подвергать какой-то лишней опасности людей, зрителей, которые могли бы присутствовать на этих «Диалогах». Поэтому все сегодняшние беседы, которые у нас были — и с Михаилом Майзульсом о книге «Между Христом и Антихристом: „Поклонение волхвов“ Иеронима Босха» и с протоиереем Георгием  Митрофановым о его книге «Очерки истории Русской православной церкви XX века», — мы провели в такой вот онлайн-обстановке, впервые за восемь лет. Надеюсь, что этот опыт не будет повторяться и уже в самом начале августа — скорее всего, 8 августа — мы встретимся на «Июльских диалогах» здесь в «Подписных изданиях» в обычном офлайн-режиме и вы сможете присутствовать на наших разговорах о важных для нас книгах.

Третий разговор, который у нас должен был сегодня состояться, — это разговор с Максимом Семеляком о его книге «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования». Но Максим, к сожалению, не приехал из Москвы, опять же ровно по той же самой причине: любое путешествие сегодня, любая поездка — это лишние риски. Поэтому он остался в Москве, и я решил сам немного рассказать об этой книге. Я займу совсем немного времени, потому что все равно лучше всего если либо сам автор об этой книге говорит, либо если вы сами эту книгу прочитаете. Я просто попытаюсь вам рассказать о том, почему эту книгу прочитать необходимо.

Во-первых, наверное, это первая книга о «Гражданской обороне», о Егоре Летове, которую я с чистым сердцем вам рекомендую. Все то, что выходило до этого, за исключением материалов самого Летова — я имею в виду его поэзию, раннюю поэзию, его стихи, — все это… не то чтобы сомнительное, но этого могло бы и не быть, наверное. Хотя таких книг о «Гражданской обороне», о Летове их не так уж и много. Есть какие-то научные, полунаучные издания, курсы лекций сравнительной поэзии, где поэзия Летова сравнивается с какими-то другими поэтами, эпохами и так далее. Но это все для специалистов. Книга Семеляка, безусловно, предназначена для самого широкого круга читателей.

Семеляк и Летов собирались в свое время сделать отдельную книгу диалогов, разговоров обо всем на свете — я думаю, что в первую очередь, конечно, о музыке. И не только о музыке «Гражданской обороны». Но эта книга не состоялась по причине смерти одного из героев, по причине смерти Летова. Они просто не успели ее сделать. Я знаю, что долгие годы многие люди, издательства уговаривали Максима написать самостоятельно книгу о Летове. И вот издательство «Индивидуум», замечательное издательство, наконец-таки осуществило этот проект, и эта книжка родилась, появилась. Вообще, то, что в последнее время делает издательство «Индивидуум» вызывает искреннее уважение. Из того, что я прочитал и мне очень понравилось, это книга Тамары Эйдельман под названием «Как работает пропаганда» — по-моему, очень хорошая книга, — и, конечно же, последняя прозаическая работа великого писателя Эдуарда Лимонова, книга, которая называется «Старик путешествует». Эти две книги я вам тоже настоятельно рекомендую.

Собственно, о чем же книга Максима Семеляка? Ну, безусловно, она о Егоре Летове. Но мы видим его, Летова, не какими-то абстрактными глазами, не каким-то общим планом — мы видим Егора Летова и «Гражданскую оборону», которые влияют на жизнь совершенно конкретного человека, на жизнь Максима Семеляка. Мы видим жизнь, ну, может быть, части большого поколения людей конца 80-х, 90-х, начала 2000-х, на которых музыка «Гражданской обороны» оказала решающее влияние. Это тот случай, когда ты понимаешь, как музыка вообще может влиять на человека, как она может менять картину мира конкретного человека или картину мира многих людей и так далее. Потому что опыт слушания «Гражданской обороны» — я говорю это и о себе — это всегда такое испытание. Испытание, без которого обойтись довольно сложно: ты просто каждый раз внутри себя понимаешь, что тебе необходимо к этому вернуться. И слушание «Гражданской обороны» — это… нельзя описать словом «удовольствие» или там еще как-то. Это всегда какое-то… Опыт. Опыт —наверное, самое правильное слово в данном случае. В отличие от меня, Семеляк открыл для себя «Гражданскую оборону», начиная с раннего периода этой группы, она сразу на него произвела довольно сильное впечатление. Я для себя открыл «Гражданскую оборону» значительно позже: наверное, с альбома «Звездопад» и с тех альбомов, которые выходили после него. У Семеляка это все иначе, конечно.

Еще очень важный момент: Максим Семеляк просто невероятно здорово пишет. Вот все, что он писал для журнала «Афиша», для каких-то других изданий и так далее и так далее, — мне кажется, это просто потрясающий русский язык. Он, наверное, если не самый лучший, то точно один из самых лучших пишущих журналистов, эссеистов и публицистов, чего уж тут, на сегодняшний день в России. Это и глубоко, и трогательно. Это ясно, но при этом совершенно не примитивно.

Мы видим сначала просто Семеляка, который слушает «Гражданскую оборону». Потом мы в этой книге видим Семеляка, который знакомится с Егором Летовым. И в последние годы жизни Летова Семеляк довольно часто оказывается рядом с ним. Семеляк, который едет вместе с «Гражданской обороной» на гастроли в Америку. Семеляк, который довольно часто приезжает в Омск и живет в том числе в квартире у Летова, их бесконечные разговоры и так далее… Мы видим Семеляка и Летова, которые бесконечно обмениваются какими-то пластинками, музыкальными открытиями и так далее.

В общем, это тот портрет Летова, на мой взгляд, который Летов заслужил. Была бы моя воля, я бы эту книжку не просто бы рекомендовал читателям — и я надеюсь, что она будет пользоваться спросом и она будет покупаться и так далее, — но я бы, конечно, на месте многочисленных или немногочисленных литературных и околокультурных премий, которые существуют в нашей стране, обязательно обратил бы на эту книгу внимание.

Наверное, я не буду пересказывать ее содержание, потому что это довольно сложно сделать. Вообще, любой разговор о «Гражданской обороне» вслух, он все время очень быстро заходит в какой-то тупик. Потому что есть то, о чем довольно сложно говорить. Как Хайдеггер повторял, «я не могу об этом говорить, потому что не нахожу нужных слов, мои слова должны быть еще проще». Вот это та же самая история. Но Семеляк — это уникальный совершенно человек, который эти слова нашел. Могу сказать вам, что вы встретите в этой книге какое-то количество фамилий, которые совершенно неожиданно там всплывают и возникают… Кроме тех философов самых разных, которые там упоминаются (здесь их цитаты являются абсолютно живой, естественной плотью этого разговора, этой книги), это также писатели и поэты. Чеслав Милош, Филип Ларкин и многие-многие другие. Таким образом, лично для меня это является подтверждением того, что Летов скорее является частью не истории русского рока, а истории чего-то большего. Может быть, я могу это назвать историей мировой культуры, если угодно. Почему бы и нет. Потому что в конечном счете, как бы сам Летов к этому ни относился или как бы к этому ни относились его поклонники, для европейской или для американской альтернативной и популярной сцены именно группа «Гражданская оборона» является каким-то таким естественным соседом, той частью русской культуры, которая им искренне интересна. Мне кажется, это является тому подтверждением.

В общем, это, наверное, все, что я хотел сказать об этой книге. Еще раз настоятельно просто вам рекомендую, пока она есть в продаже и у нее не закончился тираж, в «Подписных изданиях» или других книжных магазинах страны ищите обязательно книгу Максима Семеляка «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования». На мой взгляд, это, безусловно, как минимум главное событие первого полугодия 2021 в русском нон-фикшене, да и в фикшене. Думаю, что вполне может стать и главным событием всего года. Искренне рекомендую. Спасибо вам огромное! Увидимся в августе, в начале августа, на «Июльских диалогах» «Открытой библиотеки».

Следите за нашими анонсами. До свидания!

Все Диалоги ОБ
:::